15 декабря 2008
Cтатьи
4

Мобильные сервисы для авиакомпаний

600

Мы продолжаем обзор интересных решений, связанных с применением мобильных технологий в различных отраслях. На этот раз мы подготовили для  подборку кейсов авиакомпаний мира.

Авиаперевозки – это очень динамичная отрасль. С ростом спроса на услуги авиакомпаний растёт и арсенал сервисов, предоставляемых пассажирам. Как известно, многие пользуются авиа перелётами, чтобы быть максимально мобильными в своих передвижениях, экономить время и везде успевать, соответственно и авиакомпании должны предлагать своим клиентам оперативную информацию и возможности быстрой коммуникации. В этом отношении использование мобильных технологий помогает выполнить эти задачи.

SMS -оповещения о статусах рейсов

Сервис SMS-оповещений позволяет пассажирам и встречающим получать оперативную информацию о статусе рейса: расписание прибытия и отправления, задержки и отмены рейсов. Данная услуга позволяет клиентам, их родственникам, друзьям и коллегам не тратить драгоценные часы в залах ожидания аэропортов.
Механика подобного сервиса основана на использовании короткого номера, на который абонент должен отправить запрос (определённый код) на информацию об интересующем рейсе. Получив запрос, система автоматически высылает ответ на телефон абонента. Пассажиры же могут подписаться на оповещение о статусе рейса при покупке билета.
Детали механики и цена сервиса для клиентов варьируются у разных авиакомпаний.    

S7 Airlines
Страна: Россия
Время проведения: декабрь 2008 г. – настоящее время
Описание:
Для оформления подписки на SMS-уведомления на мобильный телефон необходимо отправить SMS-сообщение с указанным кодом на номер 5666. Формат кода выглядит так: S7XXXXXXRDDMM на самом деле это шифр, алгоритм составления которого легко понять:
•    ХХХХХХ — номер рейса, например, авиакомпании S7 Airlines — S70027, авиакомпании Globus – GH0027;
•    R – язык SMS-сообщения (русский), E – английский, D — немецкий;
•    DDMM — день, месяц выполняемого рейса по расписанию.
Стоимость услуги: от 27,72 до 29,70 в зависимости от оператора

КД Авиа
Страна: Россия
Время проведения: июль 2008 г. – настоящее время
Описание:
Сервис SMS-уведомлений об изменении расписания рейсов авиакомпании «КД Авиа» был запущен в июле 2008 года. Подписка осуществляется не ранее, чем за 2 недели.
Механика идентична S7 Airlines, только абоненту необходимо отправить для запроса следующий текст:
•    Для пассажиров: «ON KD1 <номер рейса> дд.мм.гг»
•    Для встречающих: «ON KD2 <номер рейса> дд.мм.гг»
Стоимость услуги: от 25 до 27 рублей в зависимости от оператора

Cathay Pacific и Dragon Air
Страна: Китай
Время проведения: январь 2002 г. – настоящее время
Описание:
Сервис был запущен в январе 2002 года. Для получения информации о рейсе абонент должен отправить SMS на номер +852 6450 0888 (из Гон-Конга достаточно +852) с текстом, содержащим номер рейса, дату, индикаторы языка (по желанию), индикатор отправление \ прибытие (A\D), например <Номер рейса> <ДДММ> <A/D> <Язык>.
В течение минуты абонент получает ответ с подтверждением подписки и указанием аэропорта, а в дальнейшем информация о конкретном рейсе доставляется по SMS: статус рейса, текущее время отправления \ прибытия, погода в месте прибытия.
Подписка может осуществляться не ранее, чем за 6 дней до рейса.
Пассажиры данных авиакомпаний могут также подписаться на напоминания о рейсе за 48 часов. Подписавшись однажды, абонент получает информацию и напоминания о всех последующих рейсах компаний, на которые он приобретает билет.
Стоимость услуги: $0,15

RYANAIR
Страны: Ирландия — Великобритания
Время проведения: июнь 2008 г. – настоящее время
Описание:
Механика идентична описанным выше.
Стоимость услуги: от 1,5 до 2 фунтов стерлингов.
Эффективность:
За три первых месяца работы сервиса, им воспользовалось 10 000 абонентов.

American Airlines
Страна: США
Время проведения: июль 2000 г. – настоящее время
Описание:
Механика идентична описанным.
Стоимость услуги: $0,15

Компания: SriLankan Airlines
Страна: Шри-Ланка
Время проведения: октябрь 2008 г. – настоящее время
Описание:
Механика идентична описанным.

SMS -рассылки

Односторонние рассылки SMS по базе абонентов, добровольно сообщивших компании номера своих мобильных телефонов. SMS-рассылки могут использоваться для анонсов, напоминаний, поздравлений с праздниками, извинений и другой информации, которая может быть полезна клиентам.

British Airways
Страна: Великобритания
Время проведения: сентябрь 2008 г.
Описание:
Компании пришлось использовать SMS-рассылку для извинений. Спустя неделю после открытия пятого терминала Хитроу British Airways отослала более 11 000 SMS-сообщений с извинениями.
Напомним, что сразу после открытия пятого терминала лондонского аэропорта Хитроу в его работе произошли серьезные сбои, что привело к отмене большого количества рейсов.

SMS -поиск, бронирование, покупка

Сервис позволяет абонентам подобрать рейс на определённую дату из одного города в другой, затем забронировать билет на подходящий рейс, и оплатить его также по SMS.

KingFisher Airlines
Страна: Китай
Время проведения: июнь 2008 г. – настоящее время
Описание:
•    Шаг 1: Поиск
Абонент отправляет King (Место вылета) (Место прибытия) (Дата) на 5667711 и получает цены на все рейсы по запросу. Формат сообщения:  «King MUMBAI GOA 10 JUN»
•    Шаг 2: Бронь
Абонент выбирает рейс из полученного сообщения. Отправляет запрос на его бронь.
•    Шаг 3: Оплата
Для пользователей платежной системы PayMate предоставляется возможность сразу оплатить билет посредством SMS и получите в ответ купон, подтверждающий покупку.
Все остальные абоненты могут оплатить билет любой кредитной картой, посредством IVR-сервиса (голосового меню).

Сarrier Jetstar
Страна: Австралия
Время проведения: июнь 2004 г. – настоящее время

Описание:

Механика идентична KingFisher Airlines, за исключением того, что оплата осуществляется по кредитной карте через IVR и SMS.

Маркетинговые акции с короткими номерами

Маркетинговые акции с короткими номерами основаны на использовании короткого номера, куда абоненты отправляют сообщения, за что получают различные поощрения и бонусы от компании. В рамках акций с использованием коротких номеров компания получает возможность вступить в интерактивный контакт.

S7 Airlines
Страна: Россия
Время проведения: 15 марта 2006 г. – май 2006 г.
Описание:
Авиакомпания «Сибирь» проводила SMS-конкурс, который был частью комплексной коммуникационной программы ребрендинга.
Для участия в конкурсе абонентам было необходимо ответить на вопрос «Что означает S7?», предложив свою оригинальную расшифровку на номер 7272. Участники конкурса получали от авиакомпании разнообразные виртуальные призы — заставки с изображением самолетов, оригинальные рингтоны или столь популярные в последнее время реалтоны с фирменной мелодией S7.
Участники вместе с ссылкой на wap-ресурс с виртуальными призами получали SMS приглашение посетить интернет-страницу, где были опубликованы варианты ответов. Таким образом SMS конкурс выполнил несколько задач: информирование о новом имидже S7 Airlines и привлечение посетителей на сайт авиакомпании. Благодаря брендированному контенту S7 Airlines воздействие рекламы продолжалось и после окончания акции.

KingFisher Airlines
Страна: Китай
Время проведения: С 15 июля по 15 августа 2008 года
Описание:
Авиакомпания проводила стимулирующую акцию. Абоненты, забронировавшие билет по SMS, получали шанс выиграть подарок: 2-х гигабайтный MP3 Flash Player. Победитель определялся случайным образом, в независимости от количества покупок.

Компания: Virgin Express
Страны: США и Европа
Время проведения: март 2007 г. – июль 2008 г.
Описание:

Авиакомпания Virgin Express придумала интересную кампанию вирусного маркетинга «Найди своего приятеля», основанную на стремлении к общению и поиску единомышленников с игровой механикой.
Идея кампании в следующем: на сайте или через SMS каждый может послать свое «приятное слово». Потом этот человек едет на один из музыкальных фестивалей, спонсируемых Virgin Express и ищет другого человека, который послал такое же слово. Если найдет, пара становится «приятелями» и может получить бесплатный билет от авиакомпании.
В первую неделю более 20000 людей включились в соревнование и активно ищут своих «приятелей» в блогах, форумах и через ICQ, не дожидаясь проведения фестивалей.

Germanwings
Страна: Германия
Время проведения: август 2004 г.
Описание:
Была организована SMS-лотерея под лозунгом «Отправь SMS – стартуй поскорей!». Ежедневно можно было выиграть 40 бесплатных авиабилетов. Ежечасно на всех электронных табло кельнских транспортных предприятий показывали пароль Germanwings и короткий номер SMS. Первые восемь человек, отправившие на этот номер SMS  с паролем, выигрывали бесплатный авиабилет на одно лицо.
Эффективность:
Было получено несколько тысяч сообщений. Акция помогла привлечь внимание к компании любителей путешествовать и воодушевила многочисленных пассажиров обратиться к ее услугам.

SMS -регистрация

Сервис предоставляет пассажирам возможность зарегистрироваться на рейс, отправив SMS со стандартизированным кодом и указав номер своего билета. Это позволяет пассажирам прибывать в аэропорт за 45 минут до фактического времени вылета и получить посадочный талон в специальном терминале.

Air France и KLM
Страны: Франция и Нидерланды
Время проведения: июнь 2007 г. – настоящее время
Описание:
Пройти SMS-регистрацию можно во многих крупных аэропортах Европы и ряда других стран.
Сервис SMS-регистрации работает следующим образом: пассажиры, имеющие на руках авиабилеты, могут зарегистрироваться на самолет, выбрать место из имеющихся свободных и получить всю необходимую предполетную информацию о самолете, выходе на посадку в аэропорту и т.д.  Для этого необходимо отправить стандартизованный код, с указанием параметров.
Зарегистрироваться по SMS можно не ранее чем за 30 часов до начала физической регистрации в аэропорту и не позднее 30 минут до ее окончания.
Для тех, кто зарегистрировался по SMS, установлены специализированные автоматы для печати и выдачи посадочных талонов.

Singapore Airlines
Страна: Сингапур
Время проведения: август 2004 г. – настоящее время
Описание:
Механика идентична Air France и KLM. Только в Singapore Airlines сервис распространяется только на членов специальных клубов “PPS” и “KrisFlyer”

Мобильные сайты

Мобильный сайт – это интернет сайт, оптимизированный для просмотра и навигации на небольших дисплеях мобильных устройств.  Так же учитывается невысокая скорость трафика в сотовых сетях, поэтому такой сайт имеет малый вес. На данный момент почти каждая западная авиакомпании имеет свой мобильный сайт с одинаковым функционалом.

600КД Авиа
Страна: Россия
Функционал сайта:
Новости, Акции, Онлайн табло, Расписание, Тарифы, Пункты продаж, Бронирование с сайта, контакты.
Стимулирующая акция:
5 августа 2008 стартовал  розыгрыш призов от компании КД Авиа среди клиентов, бронировавших билеты с сайтов wap.kdavia.ru или pda.kdavia.ru. В качестве приза, победителю предоставлялся бесплатный билет в любую точку мира, куда летает КД Авиа.

American Airlines
Страна: США
Функционал сайта:
Идентичен сайту КД Авиа, плюс информация о статусе багажа.

SMS -билеты (QR-код)

600QR-код – графический шифр, который может содержать большое количество информации: всё, что располагается на печатном билете, и даже больше, может быть зашифровано в картинке на экране мобильного телефона. Распознаётся QR-код специальным сканером, по аналогии с обычным штрих-кодом. Передаваться QR-код может по MMS так же, как и обычная картинка.

American Airlines
Страна: США
Время проведения: ноябрь 2008 г. – настоящее время
Описание:
В результате покупки билета по SMS, абонент получает свой билет в виде QR-кода на мобильный телефон. В аэропорту экран мобильного телефона прикладывается к специальному сканеру вместо предъявления печатного билета.

British Airways и Virgin Atlantic
Страна: Великобритания
Время проведения: планируется запуск к 2010 году
Описание:
Механика предполагается идентичная American Airlines
Ожидаемая экономия от этого сервиса – $500 миллионов в год.

Исходя из такого больщого количества инструментов, вариантов применений и реализованных кейсов, можно говорить о том, что мобильные сервисы будут и далее внедряться в коммуникационные стратегии авиакомпаний.

Ольга Шевченко
< Вернуться в блог