5 апреля 2011
Cтатьи
6

Самолёты, SMS, аэропорты!

В марте нам с коллегой удалось побывать в США. Путешествие во всех отношениях незабываемое. Одна из особенностей – это долгий перелёт и пересадки в международных аэропортах. Проведя в общей сложности более суток на территории, подконтрольной авиаперевозчикам всего мира, я понял, насколько сложна организация всех пассажиропотоков.

Сутки пребывания во всевозможных аэропортах, часы наблюдений за спецификой работы разных служб навели меня на мысль освежить давний материал, ведь время идёт, прогресс не стоит на месте, поэтому предлагаю вашему вниманию свежую подборку кейсов использования мобильных технологий в коммуникации с пассажирами, а также идеи и пожелания на будущее.

Главным мобильным каналом коммуникации, как и прежде, выступают SMS. Одна из важнейших функций – оповещение пассажиров о статусе рейса. Услуга реализуется по-разному. Это может быть разовая подписка на информацию о конкретном рейсе посредством отправки запроса с кодовым словом, номером рейса и датой на специальный короткий номер. В таком случае подписка платная, но цена не столь существенная.

Например, услуга авиакомпании Атлант-Союз «Статус рейса» позволяет пассажиру получить текущее состояние рейса авиакомпании непосредственно из производственной системы (например: рейс планируется/выполняется/отменен/задерживается/завершен). Для получения данной информации, пассажиру необходимо отправить на короткий номер 2320 sms-сообщение  вида «A7B 7BНомер_рейса дата». Например, на sms-сообщение: «A7B 7B401 1903» абоненту придет ответ: «АТЛАНТ-СОЮЗ, рейс 401 Москва (Внуково) — Минск завершен. Время посадки фактическое 09:00 19.03.10». Стоимость запроса 10-11 рублей, включая НДС.

Другой вариант реализации услуги предполагает бесплатную подписку на информацию о рейсе на сайте авиакомпании. Так делают компании S7 и AirMoldova и многие другие.

Третий вариант реализации подобной услуги использует Lufthansa. Участники программы Miles & More, внёсшие номер своего мобильного телефона в свой онлайн-профиль, получают в любой точке мира бесплатные текстовые сообщения с информацией о возможных изменениях, касающихся их полёта (например, об изменениях выхода на посадку, задержке или отмене рейса).

Пассажирам, совершающим пересадку в аэропортах Франкфурта или Мюнхена, Lufthansa предоставляет дополнительную специальную услугу: если их самолёт опаздывает, и они не успевают на свой следующий рейс, они получают текстовое сообщение сразу после посадки самолёта. Там указаны альтернативный стыковочный рейс, на который зарегистрировали  пассажира, и место получения нового посадочного талона.

SMS также используются авиакомпаниями, чтобы предоставить постоянным   клиентам, зарегистрировавшимся на сайте авиакомпании, возможность оперативно забронировать билет на рейс.
Клиенты компании Sky Express могут воспользоваться такой услугой. Для бронирования полета в одну сторону на интересующую дату и направление не нужно звонить в Центр бронирования, а достаточно отправить запрос на номер 2734 в одном из следующих форматов: БРОНЬ рейс ДД.ММ.ГГ документ.
В ответ на мобильный телефон придет сообщение следующего содержания:

Бронь: BDXGCH, платёжный номер: 995246156387,
рейс: 201 Москва Ростов-на-Дону, вылет: 19.09.2011 23:10,
цена: 2350, оплатить до: 21.05 15:05, документ: 4410123456,
имя: гн Иван Иванович Иванов, дата рождения: 21.12.1973

Идентификация пассажира проходит по номеру телефона, внесённому при регистрации.
Стоимость услуги составляет до 14 рублей.

Следующая интересная возможность – посадочный талон по SMS.

С 28 февраля 2011 года пассажиры авиакомпании «Трансаэро», вылетающие из московского аэропорта Домодедово, имеют возможность при прохождении мобильной регистрации получать свой посадочный талон по sms.

При прохождении регистрации пассажир может через мобильное устройство указать нужный номер телефона, на который в виде sms будет направлена специальная web-ссылка. Посадочный талон формируется автоматически и загружается на мобильный телефон при активации полученной ссылки.
Новый сервис значительно упрощает процедуру регистрации на рейс, поскольку достаточно сохранить sms с Веб-линком на код посадочного талона и по прибытии в аэропорт его загрузить.

Компании FinnAir удалось сделать регистрацию полностью мобильной. Зарегистрированные на сайте постоянные клиенты могут проходить регистрацию на сайте или посредством отправки SMS.
Получается, что, если вы путешествуете без багажа, можете сразу проходить к нужному гейту, имея посадочный талон в виде двухмерного кода на экране своего телефона. Этот 2D код может сканироваться при посадке в самолёт и на кассе магазинов Duty Free.

Следующая возможность применения SMS рассылок в сфере пассажирских перевозок, которая ещё не реализована, но напрашивается, — это уведомление о накоплении бонусов в рамках программ лояльности авиакомпаний.

Так, например, на форуме Альфа Банка, в разделе «Ваши пожелания и предложения», пользователь кобрендовых банковских карт Альфа Банк и АЭРОФЛОТ Бонус, высказывали желание получать информацию о начислении бонусных миль при покупке очередного билета по карте.
Модератор ответил, что этот вопрос решится в течении текущего года.

Ещё один интересный пример, который пока ещё не принял массового характера – это специальные мобильные приложения для смартфонов, созданные авиакомпаниями для удобства своих пассажиров. Компании Continental Airlines, Alaska Airlines и American Airlines создали приложение для мобильных платформ IPhone, BlackBerry и Windows Mobile, позволяющее пользователям следить за статусом рейса, получать уведомления, регистрироваться на рейс за 24 часа до вылета, получать электронные посадочные талоны.

Такой подход кажется перспективным, поскольку всё больше людей выбирают смартфоны, и эти гаджеты, постоянно подключенные к Интернету, зачастую становятся для них главным источником информации.

Из собственных пожеланий и рекомендаций могу привести вызов пассажира на досмотр багажа по SMS, поскольку громкая связь не всегда достаточно громкая, чтобы расслышать свою фамилию. Ещё один полезный сервис, который могли бы организовать авиакомпании: рассылка важной информации о месте пребывания после приземления (температура, ветер, номер местного такси, ближайшая автобусная остановка).

В современном мире всё, что касается высоких технологий и  коммуникаций, развивается стремительно. Мобильный маркетинг – не исключение. Время, прошедшее между двумя статьями показывает, что инструмент актуален и все больше авиакомпаний обращаются к нему.

Ольга Шевченко
< Вернуться в блог