29 марта 2017
Аналитика
123

ФАС и «Большая четверка» — споры о цене

Update от 04.04.17:

ФАС признала операторов виновными в нарушении ФЗ «О защите конкуренции».
Операторов обвинили в намеренном увеличении тарифов на СМС рассылки, как сообщает RNS, ссылаясь на сообщение представителя ФАС Елены Заевой. По словам Елены, штрафные санкции составят от 300 тысяч до 1 миллиона для каждого оператора. А также «Большой четверке» выдвинуто предписание, обязывающее пересмотреть в ближайшее время тарифы на СМС рассылку.

Цены на СМС рассылку несправедливо завышены

За последние 2,5 года стоимость СМС рассылок абонентам сотовых сетей в России увеличилась в разы. Подобная ценовая политика, продиктованная операторами сотовой связи, не могла оставить равнодушными добросовестных инициаторов рассылок. В результате бешеный рост цен не только привел к замешательству маркетологов, но и побудил ФАС заподозрить «Большую четверку» в намеренном нарушении федерального закона «О защите конкуренции».

Поводом для разбирательств стало обращение компании СОГАЗ-Мед, осуществлявшей СМС рассылку по своим клиентам через СМС провайдеров, и посчитавшей не правомерным увеличение цены. После 2014 года операторы сотовой связи (ОСС) стали требовать официального заключения контрактов на рассылку уведомлений абонентам, согласно своим условиям. По подсчетам комиссии ФАС, в 2015 году для «СОГАЗ-Мед» тариф на рассылку абонентам МТС увеличился на 176%, «Мегафона» — на 116%, «ВымпелКома» («Билайн») — на 77%, «Т2 Мобайл» («Tele2») — на 33%.
Комиссия ФАС провела экспертный анализ и вынесла решение данной проблемы, обвинив сотовых операторов в нарушении ФЗ «О защите конкуренции». По словам представителей службы, если операторов признают виновными, их обязуют пересмотреть условия тарификации, а также выплатить штраф, на данный момент еще не установлено, будет ли он фиксированным или оборотным. Но результативная часть споров уже может быть решена 4 апреля, как сообщает РБК.

Экспертное мнение

за свою более чем 10-летнюю историю IMOBIS мы наблюдали все возможные трансформации рынка СМС рассылок в России (с подробным аналитическим материалом на эту тему вы можете ознакомиться здесь ). Толчком для феноменальных метаморфоз послужило принятие в 2014 году поправок в ФЗ «О связи». Операторами были введены новые условия для инициаторов рассылок:

  • У каждого конечного заказчика рассылки должен быть договор со всеми операторами сотовой связи, абонентам которых он хочет отправить сообщения.
  • Абонент, получивший рекламное сообщение, вправе обратиться к оператору с требованием о прекращении рассылки на его номер, а оператор обязан заблокировать поступление сообщений от указанных абонентом имен отправителей.
  • Дополнительно в законе прописывается, что рассылать SMS можно только заручившись письменным согласием на то каждого абонента из вашей базы.

В результате была изменена сама процедура проведения СМС рассылок.

Введена поаккаунтная тарификация – это значит, что теперь агрегаторы (посредники между операторами и инициаторами СМС рассылок, такие, как наша компания) не могут суммировать трафик от разных заказчиков, получать за объем скидку от операторов и транслировать ее каждому заказчику.

Кроме того, была введена процедура шаблонизации текстов СМС, позволяющая отделить сервисный (транзакционный) трафик от рекламного.

На наш взгляд, технически и организационно работа выстроена правильно. Поаккаунтная тарификация делает процедуру проведения рассылки прозрачной, дает возможность видеть конечного инициатора рассылки. Это крайне эффективная мера для пресечения СПАМа. Шаблонизация сообщений позволяет инициатору сообщений экономить – сервисный трафик тарифицируется ниже. Но всё же сама стоимость доставки СМС абоненту, продиктованная операторами, существенно увеличилась. От 6 копеек на больших объемах трафика и 30-50 копеек на маленьких объемах в 2012 году до 64 и 179 копеек соответственно в 2017 году. Актуальные цены на СМС рассылку вы можете видеть здесь. В итоге часть компаний увеличила затраты на рекламу. Но рост маркетингового бюджета компаний отражается на себестоимости рекламируемых товаров и услуг и ложится на плечи конечного потребителя.

Выход есть!

Другая часть компаний приступила к поиску более рентабельной альтернативы. Но рынок электронного маркетинга адаптируется и предлагает заказчикам новые и более экономичные каналы. Так, например, в последние 2 года возросла популярность рассылок в мессенджерах. В данный момент официальные рекламные рассылки своим пользователям разрешает проводить Viber. Стоимость рассылок в Viber ниже аналогичной услуги по каналу СМС в 3-5 раз. В ближайшем будущем будет возможна легальная рассылка пользователям WhatsApp . В данный момент наше агентство находится на стадии переговоров с разработчиками мессенджера и совсем скоро сможет предоставить услугу своим клиентам.

Прецедент, созданный ФАС, на законодательном уровне обяжет операторов сотовой связи снизить тарифы на СМС рассылку. В любом случае – условия, заданные на рынке СМС рассылок, помогают нам грамотно выстраивать взаимодействие с клиентами в рамках новых каналов и предоставлять нашим заказчикам множество вариантов для оптимального распределения рекламного бюджета и эффективной коммуникации с потребителями.

Ольга Шевченко
< Вернуться в блог